Крест, нарисованный на вершине звезды – это демонстрация природной способности африканской культуры воспринимать чуждые концепции, не теряя своей аутентичности, и таким образом выживая во враждебной среде!

Во время долгой борьбы за упорядочивание капоэйры Байянской Бойцовской Федерацией, чтобы «академия» соответствовала требованиям времени (которые не допускали использование термина «академия» или «школа» к спортивным заведениям), я предложил изменить классическое название «Centro de Cultura Física» – выразительное и широкое – добавив к нему «Regional Baiano», что намекало бы на региональное байянское боевое искусство.

По случаю выпуска моего класса (Decânio, Nilton и Maia), выпускная форма академии местре Бимбы состояла из белых брюк, полосатой бело-синей рубашки и белых теннисных туфель, как можно увидеть на фотографии, опубликованной в различных классических изданиях, посвященных капоэйре.

Слева Lacerda – капоэйрист и лучший игрок на pandeiro в группе, с pandeiro в левой руке. Рядом Maia, торговец, известный своей проворностью и хитростью. Справа Decânio, все еще черноволосый в те дни. Между головами Decânio и Maia виден Vicente, официальный изготовитель viola нашего класса и отличный игрок на pandeiro. С беримбау мой друг Brasilino, специалист во внутренней и низкой игре, обладавший несравненной подвижностью и гибкостью. В то время Бимба позволял играть на беримбау Atenílio, Brasilino, Manoel «Apicum» (Бимба много ругал его за тянущий ритм), Manoel «Batuqueiro» и некоторым другим. Во время представлений Бимба управлял выступлением при помощи свистка, висевшего у него на запястье. Рядом с Brasilino стоит гигантская фигура нашего месте. Обратите внимание, что Бимба выделяется как местре за счет не использования капоэйристской униформы (бело-синей полосатой рубашки, белых брюк и теннисных туфель). Nilton «Onça-Tigre» стоит справа от местре в своей типичной позе, сложив руки, и наконец Rui Gouveia, лучший во все времена и мой кумир.

Примечание. Наш выпускной список (список с фотографиями и именами выпускников, патронов и уважаемых людей, как это обычно в высших учебных заведениях. Это не всегда соответствовало году выпуска, потому что мы ждали 4 или 5 студентов, чтобы заполнить список, так что в одном списке можно найти студентов разных сроков.) включал Luizinho, помощника каменщика с разбитой в несчастном случае левой рукой, принадлежавшего к «лесным студентам» (Alunos do mato, которые не принадлежали к высшим учебным заведениям.), который был старше и выпускался без церемонии.

В качестве padrinho (пер. Крестный отец) мы выбрали своего контра-местре Rui Gouveia. А Luizinho был доказательством того, что физические ограничения не препятствуют занятиям капоэйрой, если воля занимающегося может их преодолеть.

Он трагически погиб в несчастном случае на работе, крася Elevador Lacerda, когда упал с лесов без защиты пояса безопасности… В отчаянной попытке спастись он карабкался по голым стенам конструкции, что стоило ему пальцев и запястья. Он упал на навес, где и закончил свою карьеру как рабочий и атлет, без рук, чьи остатки отметили его протест на бетоне здания кровью и кусками плоти.

Была определенная трудность в приобретении полосатых рубашек, которые продавались партиями по 11 штук, все одного размера, и предназначались для футбольной команды с запасными и вратарями; это заставило нас искать менее трудное решение. Около 1945 года местре Бимба, следуя моему предложению, решил использовать белые хлопковые рубашки для выпускников, оставив старую бело-синюю рубашку для местре.

Чтобы завершить униформу и нарушить монотонность белой рубашки, я, согласно традиции капоэйристов, разработал эмблему со знаком São Salomão, который привык видеть нарисованным водителями на их грузовом транспорте. Я заменил пятиконечную звезду на шестиконечную, так как она лучше выглядела, и добавил небольшой круг, содержавший букву R, сокращение от Regional, в центре.

Я сделал выбор в пользу шестиконечной звезды, созданной наложением равносторонних треугольников, из-за ее симметрии внутри области, очерченной эмблемой, и формы, которая лучше выражает желаемый эстетический эффект. В промежутках между концами звезды я нарисовал синие дуги, очерчивающие центральную звезду, а в верхней части эмблемы две вертикальные линии, чтобы нарушить монотонность белого пространства.

Я разработал несколько моделей с разными обрамлениями, символами и акронимами. По этим рисункам умелые руки доны Berenice, моей Mãe Bena (царицы и дамы дома Бимбы) создали прототипы: модели разных размеров, вышитые вручную синими нитками на белой ткани. Из этих моделей местре и студенты единодушно выбрали нынешнюю эмблему.

Это укрепило выбор знака São Salomão в качестве символа режионала, указывающего, согласно Cisnando, на легенду капоэйры. Для большего эстетического эффекта эмблему нужно было носить на левой стороне груди – «на стороне сердца» – из-за сентиментального символизма!

Крест, нарисованный на вершине звезды – это демонстрация природной способности африканской культуры воспринимать чуждые концепции, не теряя своей аутентичности, и таким образом выживая во враждебной среде!

Христианизировав Мудрость Salomão завершением из креста, бразильский народ создал символ, «Звезду São Salomão», способный умиротворить встречу двух конфликтующих культур и объединить всех капоэйристов мира!

 

Источник: Angelo A. Decânio Filho «Наследие местре Бимбы. Африканская философия и логика капоэйры.»