кандомбле – это мистический источник, из которого выросла магия капоэйры!



Последние годы я исследовал происхождение капоэйры, анализируя доступные факты: ритм и мелодию, оркестр (berimbau, caxixi, pandeiro, atabaque, agogô, recoreco), песни и хор, обстановку, географическое и социальное распределение, социальный класс, профессию, расу, экономику и связь с видами социальной активности африканского происхождения (candomblé, maculelê, samba, conga, voodoo, afoxé, rumba и др.) Через размышления, анализ, общение с величайшими авторитетами капоэйры и другие методы исследований, я пришел к следующим заключениям!

Изучив ритмы кандомбле я понял, что основной ритм Logunedé (Один из оришей, сын Oxum и Umbualam, андрогин, мужчина-охотник в течение шести месяцев в году и женщина «вод» в течение шести месяцев.) на диске Luiz da Muriçoca соответствует ударам pandeiro в капоэйре; или иными словами кандомбле – это мистический источник, из которого выросла магия капоэйры! Это совпадает с наблюдением Mané Rozendo (бывшего «feito» (Посвященный в кандомбле.), «de santo» (Ориша.), «pai de santo» (Бабалориша, заботящийся об ориша.); основавшего в конце своей жизни храм кандомбле в Cosme de Farias) о сходстве жинги с движениями ритуальных танцев кандомбле. Это сходство проявляется как генетическая и культурная отличительная черта в элегантных движениях наших афро-бразильцев, чью грациозность и легкость мы пытались воспроизвести, и сходство продолжалось.

И ритм atabaque и связь между Orixás (Африканские предки, которые обожествляются и которым поклоняются в кандомбле; человеческие духовные архетипы.) и Vodunce(Сыновья святых.) в кандомбле, и стиль игры в капоэйре сопровождает музыкальность ритма. Некоторые технически слабые, но хорошо развитые музыкально местре могут готовить отличных учеников при помощи едва различимого обучения через ритмы беримбау!

Из этого мы заключаем, что, в соответствии с легендой капоэйры, монотонный токе Exú и есть то, что создает капоэйриста! Тем же самым способом, каким «São Salomão»(Святой Соломон, вымышленный персонаж, представляющий мудрость и справедливость, подобно библейскому царю Соломону.) развил «искусство и мастерство», с которым встречал «ловушки»(Хитрость, совершаемая чтобы предать или обмануть кого-то.) «дьявола перекрестков»(Exú). Я потратил годы в настойчивом упорстве и постоянном общении с местре, пока в один прекрасный день не услышал: «Это так! Но не говори никому! Чтобы я не потерял источник своего дохода!»

Теперь, когда исток ритма найден в кандомбле, поищем в африканских корнях народов, завезенных в качестве рабов колонизаторами, информацию о существовании беримбау и игры или борьбы, идентичной или схожей с капоэйрой. Известный профессор Dr. Edson Carneiro лично подтвердил наличие беримбау в Африке, но не наличие капоэйры! Наш коллега-капоэйрист Jesus всесторонне исследовал существование капоэйры в Анголе во время путешествия в Африку. Он нашел berimbau, pandeiro, viola, chula, самба де рода и кандомбле, но не слышал о капоэйре! Таким образом, мы делаем заключение о существовании беримбау, pandeiro и других инструментов и отсутствии капоэйры в Анголе!
«Пастинья ездил в Африку, чтобы продемонстрировать бразильскую капоэйру!»

Пастинья тоже не нашел капоэйры в Анголе!(Во время своего путешествия в Дакар местре Пастинья не слышал никаких устных упоминаний о капоэйре.)

Это странный факт, доказывающий очевидную силу африканских традиций и их способность выживать в условиях социального, экономического, культурного и даже религиозного давления. Как? Через скрытность? Синкретизм? Насаждение культуры? Или устойчивость в философии предков? Сотни лет жизни вдалеке от родины не погасили силу культуры, религии или родного языка?

Как можно объяснить или оправдать исчезновение африканского источника капоэйры, не оставив устных или символических следов? Мы безуспешно ищем следы какой-либо активности, схожей с капоэйрой, в странах Нового Света, в которых черная раса смогла сохранить свои традиции и культуру. Мы находим сохранение кандомбле и проявления культуры, происходящие из него, в большинстве стран Латинской Америки. Но нет игры, танца, или боевого искусства, схожего с капоэйрой!

Само название искусства не имеет семантической или этимологической связи с африканскими языками; вместо этого оно указывает на бразильский ландшафт, где оно изначально практиковалось как забава, скрываемая от хозяев и владельцев, более интересовавшихся выгодой от насильственного труда, чем качеством жизни своего источника дохода! Все данные приводят к заключению, что капоэйра в той форме, в какой мы ее знаем, хотя ее мистические, музыкальные и хореографические корни лежат в ритуальном танце кандомбле, была создана в Bahian Recôncavo! Отсюда она распространилась в другие районы Баии, Бразилии и мира!

Названия «ангола» (Стиль капоэйры, созданный местре Пастиньей.) и «анголейру» (Человек, практикующий стиль капоэйры местре Пастиньи.), используемые для описания популярного стиля, практиковавшегося на улицах Сальвадора (в противовес «академикам»(Студенты стиля капоэйры местре Бимбы.) и «региональному»(Стиль капоэйры, созданный местре Бимбой, называемый Luta Regional Baiana, перевод: Боевое искусство региона Баии.) стилю местре Бимбы) происходит от традиционного представления о силе, смелости и воинственности рабов, происходящих из этого региона – я никогда не встречал этого в рассказах старейших людей городов Recôncavo в 1940х!

Коренные жители Сальвадора, которые не могли похвалиться титулом «режионал», вследствие расовой гордости стали называться наследниками смелости анголейру. Они стали носить золотое кольцо в ухе, подобно своим предполагаемым предкам – как символ храбрости, а не женственности! Они почитали название «анголейру» и еще более подчеркивали разделение и несправедливую дискриминацию со стороны молодых студентов (которые вероятно принадлежали к лучшему культурному, техническому, расовому и экономическому слою) по отношению к народным капоэйристам «с улицы», «ловцам денег ртом»(Намек на прием «поднимания денег с земли ртом», проявление мастерства в игре капоэйры.) на народных праздниках.

Старые студенты Бимбы – к сожалению! – любили оскорблять простоту своих уличных братьев, используя движения, запрещенные в капоэйре ангола, для того, чтобы закрыть роду… так изначальное единство капоэйры было разрушено!

 

Источник: Angelo A. Decânio Filho «Наследие местре Бимбы. Африканская философия и логика капоэйры.»