У многих из нас есть увлечения, которые могут и не относиться к работе, но которые завхатывают все наше внимание, которые вдохновляют нас, вызывают интерес окружающих. И, независимо оттого, резьба по дереву это или прыжки с трамплина, каждый из нас идет по пути своего Мастерства. Вашему вниманию предлагается два рассказа о необычных увлечениях.

Африканское джиу-джитсу? Бразильское кун-фу?
Нет, это капоэйра!

На сегодняшний день капоэйра является культовой системой единоборств, имеющей сотни тысяч приверженцев во всем мире – это афро-бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы борьбы, захватывающей дух акробатики, игры и танца под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов.

Мое знакомство с капоэйрой случилось чуть больше года назад, но уже с первой тренировки я полюбила ее, открыв для себя возможность безграничного самовыражения и совершенствования духа и тела, бесстрашного преодоления любых испытаний. Хотите иметь яркое первое представление о том, как выглядит капоэйра? Тогда возьмите
неоднократного чемпиона мира по боксу среди профессионалов Николая Валуева, добавьте ему харизмы гения кун-фу Брюса Ли, взрывной мощи четырёхкратного чемпиона мира в смешанных единоборствах по версии PRIDE Федора Емельяненко, боевой грациозности Жана Клода Ван Дамма и прыгучести балерины Анастасии Волочковой. Теперь поставьте «это» на голову, и пусть боксирует ногами. В последнее время появилось множество фильмов, в которых, в том или ином виде, присутствует капоэйра. Увлекающийся капоэйрой в реальной жизни Венсан Кассель свой талант блестяще продемонстрировал, минуя лазеры при ограблении музея в фильме «12 друзей Оушена». Драки Холли Бэри в фильме «Женщина- кошка» поставлены на капоэйре. Но настоящая капоэйромания в Америки и ее зарождение в России и
странах СНГ начались после выхода в 1993 году боевика «Только сильнейшие» (Only the strong) с Марком Дакаскосом в главной роли, полностью посвященному этому
виду единоборств.

Как и всякое искусство, капоэйра проделала многовековой путь. Появилась она в Бразилии в XVI веке, как средство борьбы африканских рабов, завезенных для
работы на плантациях сахарного тростника, с португальскими колонизаторами. Ни один хозяин не позволил бы заниматься своему рабу боевым искусством,
поэтому капоэйра была замаскирована под танец. После отмены в 1888г. рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры. С 1950-х годов проводятся официальные соревнования как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии. В России с 1998 года зарегистрирована «Федерация капоэйра России» — организация, официально признанная Госкомспортом.

Отличительная черта капоэйры – обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, прыжков, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. Сделав стойку на руках, капоэйрист может нанести «удар ногами в голову» одному противнику, затем, перекувырнувшись, сбить с ног другого, и прямо с земли атаковать третьего. Техника капоэйры требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики, акробатических навыков. Основной вид перемещения называется «джинга», это своего рода пританцовывание в боевой стойке с ноги на ногу, напоминающее качание маятника. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводятся ногами (у африканских народов считалось, что ноги выполняют разрушительную функцию, а руки созидательную): в прыжках, и с опорой на руки, – причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам.

Перед началом состязания его участники становятся в круг, внутрь которого выходит пара «бойцов». Любой из стоящих вокруг в любой момент может заменить любого из участников поединка в кругу, называющемся «рода» (от португ. «roda» – «круг»). Сами капоэйристы передают суть роды словом «игра», а самих себя называют, соответственно, «игроками», что недалеко от истины, ведь, все атакующие движения являются, на самом деле, бесконтактными и то, что происходит внутри круга — не драка, а соревнование: кто более хитер и ловок. Такой поединок можно назвать и «разговором двух людей на языке тела, когда один из них отвечает на движения другого, и из этих реплик складывается игра». Игра проходит под исполнение песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау (музыкальный лук с резонатором-тыквой), атабак (ударный инструмент наподобие тамтама), пандейру (бразильский бубен). Каждая тренировка проходит под такое музыкальное сопровождение (увы, не в
живую).

Капоэйра уникальна тем, что всесторонне развивает человека:
1) это отличный способ научиться владеть своим телом, развить координацию и потрясающую ловкость, укрепить иммунитет.
2) разнообразие движений и приемов капоэйры обеспечивает гибкость телу благодаря хорошей растяжке, а еще дает очень серьезную нагрузку на все без исключения группы мышц.
3) капоэйра учит концентрироваться и развивает реакцию, учит рассчитывать движения, чувствовать партнера и предвидеть его намерения.
4) это возможность отказаться от многих вредных привычек – становится совсем неинтересно «губить свой организм».
5) «Игра» учит быть не только физически подготовленным, но и думать головой. Умение вовремя уйти от удара и обхитрить противника никогда лишним не
бывает.
6) Как и любое искусство – это философия по жизни. Многие капоэристы, которые занимаются достаточно давно, говорят, что вся жизнь для них становится игрой. Она преподносит им какой-то удар – они уклоняются, выпрямляются с другой стороны и продолжают играть. Капоэйра учит пластичности, пластичности не только в физическом смысле, но и в моральном. Люди учатся изменять ситуацию, учатся обходить ее с другой стороны. Играть!

Но главная задача капоэйры состоит в том, чтобы раскрыть человеку неограниченные возможности его собственного тела, показать ему потенциал внутренней энергии,
укрепить силу духа, избавиться от комплексов и стрессов и повысить самооценку.

Есть такое понятие в капоэйре – аше (счастье, эйфория), состояние, в котором люди способны сделать то, чего сами от себя не ожидали. Сейчас капоэйра это путь к свободе от самих себя. От предрассудков, которые мешают нам быть не такими как все, добиваться в жизни чего-то большего, не бояться знать и уметь больше чем все и выделяться из толпы не только внешним видом и манерой поведения, но и своим мнением, мировоззрением и философией жизни.

В капоэйре не существует победивших и проигравших. Люди занимаются этим для своего удовольствия, они играют, и даже если один человек «уронил» другого, они встают, жмут друг другу руки, начинают снова. Поэтому жестокость, мстительность, злые намерения, удары в спину и победа любой ценой здесь категорически не приветствуются!

Постигайте, дерзайте и выходите в круг, имя которому – весь мир!

Автор статьи: Соня Бэст.