Сын Луиша Кандидо Манчадо и Марии Мартиньа до Бонфим, Мануэль родился в городе Салвадор, Бразилия.

Прозвище появилось в результате пари между его матерью и акушеркой, принимавшей роды; мать была уверена, что родится девочка, поэтому акушерка, увидев что родился мальчик воскликнула: «Это мальчик, взгляни на его „бимба“.

Он начал изучать капоэйру в возрасте 12 лет с выходцем из Африки Бентинхо (Bentinho), капитаном the Bahian Navigation Company. Местре Бимба стал мастером беримбау, превосходным певцом, неподражаемым бойцом, несмотря на то, что в тот период капоэйра была запрещена властями. После нескольких лет тренировок с Бентинхо Местре Бимба стал инструктором капоэйра.

Разочарованный восприятием капоэйристов и неуважением к искусству как ценному вкладу Афро-Бразильской культуры, Местре Бимба решил использовать капоэйру и бойцовские навыки, полученные от отца для развития капоэйра режионал (Capoeira Regional); где игра велась на более высокой скорости, а техника и стратегия были ключевыми элементами. В одиночку с новым стилем Местре Бимба пытался изменить дурную репутацию практикующих капоэйристов и привить искусству новые стандарты.

Новый стиль капоэйра приобрел большую популярность, несмотря на критику других мастеров, видевших в капоэйра режионал (Capoeira Regional) угрозу существованию традиционной формы искусства. Много раз Местре Бимба получал вызов от последователей других боевых искусств, не веривших в эффективность нового стиля капоэйра. В 1936 году он публично через газету Байи бросил вызов другим бойцам. Местре Бимба нанес поражение всем противникам.

Местре Бимба привлек внимание многих политиков и других влиятельных людей к искусству капоэйры. Он первым представил капоэйру как культурное наследие бразильского народа, и бывший губернатор генерал Джураси Магалес (Juracy Magalhaes) пригласил его продемонстрировать капоэйру зарубежным бизнесменам. Получив поддержку губернатора, Местре Бимба и представил капоэйру бывшему президенту Бразилии Гетилио Варгасу (Getulio Vargas).

Эта презентация стала ключевой в истории развития капоэйры и африканского наследия в Бразилии. Варгас легализовал капоэйру, и в 1930-х годах министерство образования признало ее национальным спортом Бразилии. В 1932 году Местре Бимба открыл первую школу капоэйры на Engenho de Brotas в Сальвадоре, штат Баия. В 1937 году он получил государственный сертификат об образовании и начал преподавать капоэйру в армии и полицейской академии. Десять лет спустя, в 1942 году, Местре Бимба открыл вторую школу капоэйра режионал в Баии.

Местре Бимба и его ученики  выступали по всей стране, устраивали роды и семинары, чтобы приобщить массы к искусству капоэйры. В борьбе, искореняющей дурную славу капоэйры, академия придерживалась строгих правил, которым ученики должны были подчиняться наряду с другими стандартами. Ученики Бимбы носили чистую белую форму, которая показывала опыт школы, хорошее поведение на улице и много других качеств. В результате врачи, юристы, политики, и другие представители высшего общества, присоединились к его школе, поддерживая Местре Бимба в борьбе за чистоту образа ученика капоэйры.

Centro de Cultura Fisica Regional, академия Местре Бимбы была известна не только как школа капоэйра режиональ, но так же как культурный центр, где капоэйра преподавалась как культурное наследие африканского народа и как возможная профессия для многих. В академии Местре Бимбы были представлены фотографии, вырезки из газет и другие материалы, показывающие историю и развитие капоэйры. Он был очень строг в обучении и оценке студентов, разработав при этом административную систему, которая включала уроки по изготовлению брошюр, досок объявлений, что не было распространено среди инструкторов капоэйры.

Не смотря на то, что Бимба был мало образован, он ухитрялся заключать контракты с туристическими агентствами, газетами и другими службами, которые информировали о предстоящих событиях и создавали образ искусства. Академия Местре Бимбы служила образцом для подражания другим школам. Местре Бимба записал два музыкальных альбома, в том числе Curso de Capoeira Regional de Mestre Bimba, который можно найти и сегодня.

Несмотря на одобрение капоэйры правительством жители и власти Баии относились к искусству по-прежнему неуважительно и видели капоэйру как тренировки бродяг. Несчастный и разочарованный, Местре Бимба в 1973 году переехал в Гоанию (Goiania) по приглашению студента, обещавшего, что капоэйра завоюет известность, неполученную в Баии. Но, так и не достигнув главной цели, 5 февраля 1974 года Местре Бимба умер от паралича. Спустя годы его прах был перевезен в родную Баию.

Сегодня Местре Бимба по праву считается главным реформатором в борьбе за признание искусства законным спортом и культурным наследием африканского народа в Бразилии. Для капоэйристов по всему миру имя Местре Бимбы является синонимом нововведений, упорства и решительности.

Местре Бимба развил метод обучения  на основе принципов и традиций, которые до сих пор являются частью стиля Капоэйра Режионал.

Некоторыми из его правил:

  • Не пить и не курить, так как это влияет на результаты капоэриста;
  • Избегать демонстрации собственного развития как капоэриста за пределами академии (важность эффекта неожиданности);
  • Избегать разговоров во время тренировок, вместо этого наблюдать и учиться;
  • Ежедневно практиковать базовые навыки;
  • Не бояться подходить близко к своему сопернику — чем ближе ты подходишь, тем большему ты научишься;
  • Быть расслабленным;
  • Лучше быть побежденным в роде, чем на улице;
  • Школьники и студенты должны получать хорошие оценки в своих заведениях.

Местре Бимба также установил несколько своих собственных принципов для того, чтобы укрепить свои методы обучения:

  • «Gingar sempre» (постоянно делать жингу);
  • «Esquivar sempre» (уклоняться от атак соперника);
  • Все движения должны иметь цель (атакующие и соответствующие им защитные движения);
  • Сохранять постоянную твердую позицию на земле (НЕТ прыжков! в том числе и акробатических! акробатические прыжки делают человека уязвимее);
  • Играть в соответствии с ритмом, который задатется беримбау;
  • Уважать игрока, когда он больше не может защититься от атакующих движений;
  • Защищать физическую и моральную ценность оппонента (во время тренировки более сильный защищает более слабого).

Позднее, Бимба разработал несколько обычаев и ритуалов в поддержку своей методологии:

  • Для тренировки начинающих учеников использовался стул;
  • «Шаранга» оркестр Капоэйра, состоящий из беримбау и двух пандейру;
  • Песни написанные Бимбой специально для аккомпанирования игре;
  • «Батизадо» — крещение, посвящение в капоэристы. Первая игра ученика под ритм беримбау.