Они словно «коан» дзен-буддистов – логический абсурд, который ведет к просветлению!

Даже сегодня истории, рассказанные местре, служат живыми примерами, прообразами ситуаций, случившихся в реальной жизни, или прямо из-за сходства, или косвенно из-за экстраполирующей логики. Одна из наиболее поучительных, хотя и не кажущаяся слишком вероятной при анализе ее деталей, следующая.

Одно примечание: мы не должны исследовать правдивость или ложность историй местре; вместо этого мы должны искать поучения, содержащиеся в его высказываниях! Даже преувеличения содержат едва различимые поучения! Они словно «коан» дзен-буддистов – логический абсурд, который ведет к просветлению! Некоторые из них передают теоретические или философские основы капоэйры, которые в простом языке и выражениях старого местре становится трудно понять, если рассмотреть вне контекста, вне физической ситуации момента, в который они были рассказаны! В каждое мгновение интонация, изящная риторика, словесные украшения, театральный жест, соответствуют событию момента, как умелая рука портного приспосабливает материю к телу его клиента!

На Северо-Востоке – или в Chapada? Это имеет значение? – жил человек, чья жена давала ночной приют бедным представителям богемы. Муж, уверенный в этом и мучимый милосердной ночной деятельностью своей сожительницы, сопротивлялся ее поведению по-своему, как подмастерье каменщика, как мы увидим из истории местре!
Одной прекрасной ночью в полнолуние, молодой местре был избран в качестве обитателя пустой половины брачного ложа жены. В ранний утренний час, после церемонии фаллического жертвоприношения, пока добрая женщина наслаждалась заслуженным отдыхом, местре смотрел на черепичный потолок, задумавшись, когда заметил странный луч серебряного света через просвет в черепице. Узкая щель медленно расширялась… показалось мерцающее серебро звезд… пока темная фигура быстро не заглянула в отверстие в черепице и не уронила камень на подушку… где больше не было головы молодого местре! Удачное rolê спасло его от неминуемой смерти, и позволило ему узнать, когда он повернулся, очертания бедного мужа. Итак, «кто бы ни спал в доме другого человека, не смыкает глаз, он считает черепицу!»

 

Источник: Angelo A. Decânio Filho «Наследие местре Бимбы. Африканская философия и логика капоэйры.»