Единственным способом сделать капоэйру легальной, избежав уголовного кодекса, было представить ее под другим именем!

Luta regional baiana прямо связана с определенными историческими фактами 1930х – прибытием в Сальвадор Cisnando Lima, человека из Сеары, увлекавшегося боевыми искусствами, который разыскивал в капоэйристских родах местре, способного научить его воинскому танцу байянских негров, слава которого достигла Сеары! Следует добавить, что будущий доктор Cisnando – известный психиатр, директор психбольницы, политический активист и президент Палаты Совета Feira de Santana – был сведущ в джиу-джицу, которое изучал у мастера Такео Яно. Cisnando также обладал исключительной физической силой, приумноженной тяжелой атлетикой: согласно личной информации, он с юности занимался подъемом тяжестей, используя камни вместо металлических утяжелений.

В капоэйристской роде в районе Curuzú он встретил огромного негра по имени местре Бимба, которого быстро выбрал своим учителем! Cisnando был впечатлен показанными способностями и явно превосходящей всех присутствующих техникой. Он согласился на доказательство храбрости и сопротивления, необходимые для вступления в роду местре Бимбы, и стал первым белым учеником из доминирующего социального класса Сальвадора. Он стал исключительным бойцом благодаря своей подвижности, смелости и силе.
Следует отметить, что местре Бимба всегда представлял капоэйру как «бой», хотя и практикуемый под маской «игры» или «развлечения». Это очень хорошо согласуется с его темпераментом и поведением в молодости. Он говорил, что провел свой двадцатый день рождения в тюрьме – за драку естественно.

Идеалист по природе, поэт и мечтатель большого ума и культуры, Cisnando вскоре склонил местре Бимбу обогатить боевой потенциал африканского боевого искусства добавлением движений, происходящих из прочих африканских культурных проявлений, а также другими редкими движениями иного происхождения, таким образом увеличивая его бойцовский потенциал. Он также воодушевил местре Бимбу зарегистрировать его под другим названием, нововведение, которое скрыло бы его происхождение от запрещенной законом деятельности! В то историческое время это было подходящим путем внедрения капоэйры в социальную структуру. Он не сделал никаких изменений, которые были бы способны лишить капоэйру присущих ей качеств или изменить установленные ритуалы. Вместо этого, он приспособил ее под существующие законы, чтобы защитить занимающихся капоэйрой от насилия правоохранительных органов!

В период после революции 1930г., сержант Juracy Montenegro Magalhães «был сделан сержантом-инспектором», как поется в популярной песне. Magalhães, подобно Cisnando, был из Сеары, и оба были друзьями и находились в доверительных отношениях. Он согласился на показ «luta regional baiana» в здании правительства. В 1950х, будучи губернатором штата, он разрешил еще один показ байянской капоэйры в Palácio da Aclamação во время визита президента республики.

Доктор Getúlio Vargas был восхищен и поддержал Luta Regional da Bahia, как была ему представлена капоэйра. Он позволил сфотографировать себя пожимающим руку местре Бимбы. Эта фотография хранится в старой штаб-квартире на улице Laranjeiras, где она выставлена как гордость черной байянской общины. Таким образом капоэйра под названием «Luta Regional Baiana» получила гражданские права, избежав маргинальности и получив право быть свободно преподаваемой и практикуемой! В 1957 году, чтобы вписать капоэйру в существующие законы, местре было присвоено звание инструктора физического образования, и он получил официальный диплом, подписанный доктором Gustavo Capanema, министром образования того времени.

Примечание: Единственным способом сделать капоэйру легальной, избежав уголовного кодекса, было представить ее под другим именем!

Истинной целью трудов молодого Cisnando была мечта распространить это удивительное африканское боевое искусство среди своих друзей, и отменить несправедливую дискриминацию доминирующего социального класса против традиционной культуры маргинального большинства. В результате капоэйра была легализована ценой подручных нововведений, которые не изменили ни африканской традиции, ни ее ритуала. При помощи харизмы местре Бимбы черная культура была представлена западной культуре и принята с энтузиазмом доминирующим классом! Это был труд по признанию ценности африканской культуры и жизненной философии, плоды которого мы до сих пор пожинаем!
В тот же период у студентов Сальвадора стало модным посещать занятия местре Бимбы, которые они называли «Академией местре Бимбы». Они создали спортивное общество, шутливо названное «Клуб единства в затруднениях» – завуалированный намек на старые сомнительные поступки его участников, большинство из которых происходило из Iracema (источник традиций храбрости людей из Сеары!)

Занимающиеся африканского происхождения тренировались бок о бок с молодежью состоятельного класса. Я помню многих – Lacerda, Vicente, мои друзья Brasilino и Atenílio, Manoel Apicum, Manoel Batuqueiro, Compadre Luizinho, мой коллега по выпуску – примеры подобного сорта, увековеченные в длинном списке, среди которых мы выделяем Suca, Jacinto, Edinho, Bomfim, Edvaldo, Cripim, Geraldo, Braz, и многих других, которых я и не упомню! Мы восхищались потомками африканцев за естественное изящество их движений (вероятно связанное с генетическими факторами), сами пытаясь следовать им, совершенствуясь в практике!

Внедрение капоэйры в бразильское общество было явлением, оставившим глубокий след в нашей юности, наполнив наше воображение и характер тонким запахом африканской культуры! Некоторые из нас гордо принимали таинства оришей, и мы религиозно продолжаем исполнять наши ритуальные обязательства! Капоэйра не изменилась, чтобы войти в наше общество; вместо этого общество было изменено африканской философией, заключенной в ритуалах капоэйры и кандомбле, которые отчетливо происходят из черной культуры!

 

Источник: Angelo A. Decânio Filho «Наследие местре Бимбы. Африканская философия и логика капоэйры.»