Слово «кандомбле» на языке народа йоруба, и теперь живущего на территории Нигерии, означает «обычай черных людей».

Кандомбле — это общее название близких друг другу мистических традиций африканского происхождения, практикуемых потомками африканских рабов, а также сегодня уже, в том числе и потомками белых рабовладельцев, на большей части территории Южной Америки, в таких странах как: Бразилия (место происхождения традиции), Аргентина, Уругвай и т.д.

Когда мы говорим о Кандомбле, то мы подразумеваем реформированные ветви африканских мистических традиций, в первую очередь именно традиции Ифа/Ориша (происхождение: Нигерия), Фа/Водун (происхождение: Бенин) и Нкиси (происхождение: Конго-Ангола). Можно сказать, что на формирование всех разновидностей Кандомбле оказали влияние, преимущественно, четыре группы африканских племен – Банту, Йоруба, Наго и Эве-Фон. Попав с рабами в Южную Америку эти изначальные традиции не исчезли, но найдя точки соприкосновения друг с другом, общие моменты мифологии, общие точки зрения, и даже общие элементы ритуальных практик, эти традиции сформировали новые религиозные формации, новые ветви традиций… Сегодня, после нескольких сотен лет общения изначальных традиций друг с другом, их реформирования, процессов, как упрощения, так и усложнения, адаптации к условиям Нового Света, а также после процессов включения в свое тело мистических традиций местного индейского населения, можно говорить, что существует несколько общих линий, практикуемых практически повсюду в Южной Америке:
1) Сформированные на основе Ифа/Ориша: Candomble Nago (Ketu, Ijexu/Ilexu)…
2) Сформированные на основе Фа/Водун: Candomble Jeje…
3) Сформированные на основе Нкиси: Candomble de Angola (Congo)

Эти основные традиции являются источником для других вариаций на все ту же тему, которые, тем не менее, могут быть сведены к тем же самым традициям, что названы выше. Среди таких вариаций мы будем уделять внимание, например, такой смешанной традиции как Candomble Jeje-Nago. Эта линия практикуется в доме Egbe ti Obatala, главой которого является известный Аволориша Освальдо Омотобатала. Традиция этого дома представляет собой смесь Ориша и Водун традиции, с большим уклоном в традицию Ориша. Происходит эта традиция от изначальных традиций народностей Йоруба, Эве и Фон.

Прежде чем коснуться понятия «Ориша», рассмотрим, что такое «Игбамоле».
Игбамóлè – духовные верховные существа. Они составляют часть безусловной энергии Создателя, проявленную в различных составных частях космоса. Создателем в религии африканских народов, кубинской сантерия и ряде афро-бразильских культов является Олодумаре. Игбамоле является первым Высшим Духом, предшествовавший проявлению Материального Мира. Игбамóлè никогда не принимали физическую форму, они находятся внутри Божественного Храма Oлодумаре (Создатель). После работы сотворения жизни Игбамóлè погрузились в сон и были рождены Ирунмóлè (более плотная духовная сила) которая разделилась на две руки Создателя.
•Игба Ирунмóлè Овокóтун (Ojúkótún) – 200 духов правой руки Создателя.
•Игба Ирунмóлè Овокòси (Ojúkòsì) — 200 духов левой руки Создателя.

Таким образом, если мы сложим обе руки Создателя, мы получим общее количество 400 верховных божеств. Четыреста верховных божеств в дальнейшей стадии развития стали Òришà, которые пришли на Землю сосуществовать рядом с человеком. Именно с этими Ориша мы общаемся напрямую во время церемоний, почитаем, предлагаем им приношения и запрашиваем у них помощи. Они являются посредниками между Миром Духа и Миром Земли.

Все Ориша зависят от Эшу, так как только он имеет мистическую силу или аше в полном объеме распространяющейся на всё в пределах и за пределами Земли. Эшу обеспечивает связь человека с другими богами Создания. Древнее учение йоруба Ифа рассматривает Вселенную как совершенное создание Олодумаре. Тысячи лет назад, на основе накопленных знаний и опыта, древние-видящие йоруба смогли идентифицировать изначальные силы Мироздания, научились методам взаимодействия с ними и дали им определения. Космология традиции Ифа разделена на созидательную или правую и разрушительную левую руку. Создатель не является ни хорошим, ни злым. Его коммуникация с людьми происходит благодаря Ирунмоле-Ориша, особенно при помощи Эшу и Ифа. Эшу общается со всеми: он говорит с людьми, Эгунгун (духи мертвых), богами, ajoogun и Создателем Олодумаре.

Когда Ирунмоле пришли в мир, Человек еще не был создан, и каждый искал место, где поселиться в природе: Òгун, Oшоси, Иджа, Орамньян, Олуигбо и Арони укрылись в горах. Òшун, Oйя, Йемоджа, Yewa, Иди, Оба поселились в реках. Олокунг в глубине океана; Ìrókò в дереве, которое носит его имя; Олóсà в лагуне; Осаин в травах; Òрунмилà в Ope Ifa (пальма и ее священные плоды или икин); Obàtálá (Oxala или Ошала) в хлопке; Òшумàрè в радуге; Онилè внутри земли; Òришà-Оkè в горе; Шàнпóннá в пыли теплой земли; Шанго в атмосфере; Ajé в каури которые потом люди использовали как деньги; Òришà Oko в больших лугах; Позже, когда Огун создал человеческий скелет, а Oбàтáлá из глины тело, появился человек для которого Ajàlá создал ори или сознание.

Слово «кандомбле» на языке народа йоруба, и теперь живущего на территории Нигерии, означает «обычай черных людей», но на самом деле происхождение данного слова до конца не ясно. Согласно другим исследователям, данное слово есть фонетическая модификация слова «Candonbe» (тип барабана в традициях Анголы); согласно третьим исследователям оно произошло от слова «Candonbide», которое означает акт восхваления, просьб. Кандомбле появилось уже в Бразилии. Рабы, которых везли из Африки, естественно, поклонялись своим богам. Португальцы же активно принялись обращать их в католичество. Африканцы этому не противились, но и от прежних богов не отказывались. Вера в Христа и почитание святых никак, по их мнению, не могла помешать человеку поклоняться божествам-оришам. В результате рабы стали отожествлять своих богов с христианскими святыми. Кандомбле — один из многих, возникших в среде африканских рабов культов, соединяющих в себе христианские и языческие элементы. К ним же относится кубинская сантерия, гаитянское вуду. И португальцы и бразильские власти запрещали кандомбле. Гонения прекратились лишь в середине прошлого века. Теперь фонтан со скульптурами божеств кандомбле украшает самый центр Сальвадора.

Столицей кандомбле считается Салвадор — главный город штата Баия. Это и неудивительно: в колониальные времена через этот порт шел значительный поток рабов. За 300 лет здесь побывали более 5 миллионов африканцев. Обряды кандомбле проводятся в так называемых «террейро», как правило, обычные здания, без всяких видимых отличий. Так повелось со времен, когда открыто собираться приверженцы кандомбле не могли. Культы кандомбле отправляют в террейру 366 раз в году — в честь каждого ориша. Процес­сом руководит обычно женщина-шаман — mãe de santo / mãe de santa («мать святого» или «мать святой», их еще называют на католический манер аббатисами), которая перед службой может получить благословение у католи­ческого священника. Сам обряд начинается с жертвоприношения ориша. У каждого из них есть любимое блюдо, правда, набор базовых ингредиентов невелик — бананы, бобы и кукуруза. Непосредственно служба — это долгий ритмичный танец, состоящий из повторяющихся движений под аккомпанемент барабана атабаке, погремушки кашиши, бубна пандейру и беримбау. Постепенно некоторые участники впадают в транс — это ориша вселился в человеческое тело. Конечно, здесь не обходится без специальных напитков, которыми танцующие время от времени поддерживают свои силы. Ориша можно просить обо всем, но передача своего желания считается не главным — на первом месте стоит очищение души с помощью высшей энергии.

 

Список источников:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5 — Кандомбле
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B0 — Ориша
http://www.yorubaorganization.com/?page_id=2667 — Кто такие Ирунмоле и Ориша
http://www.yorubaorganization.com/wp-content/uploads//ESU_LALU_OGIRIOKO.pdf — Эшу – Хранитель Силы
http://perguntador2007.narod.ru/kan.html — Кандомбле
http://www.yoruba.su/showthread.php?t=243 — Кандомбле: общее понятие о традиции
http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/51/ — Бразилия. Кандомбле
http://voodoo-magic.narod.ru/trad_candomble.html — КАНДОМБЛЕ, как его видит проект «Шепот Каури»
http://www.cdo.net.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=75&Itemid=79 — Кандомбле