Что представляется вам при слове Бразилия? Рио-де-Жанейро, карнавал, Амазонка… И еще — образы людей, наносящих друг другу удары, но двигающихся как будто в красивом танце. Капоэйра. Что это — танец или борьба? Почему капоэйра стала популярной во всем мире и какая от нее польза? На вопросы Натальи Владимировой отвечает Альберт Тен, программист, музыкант и капоэйрист со стажем (инструктор Ассоциации капоэйры Мастера Бимбы во Владивостоке).

Бразильское лекарство от комплексов.

— Расскажи, как житель Дальнего Востока нашел путь к боевому искусству Бразилии?

В детстве. Я увидел фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом в главной роли. Это история про обычного парня из неблагополучного района, который попал на службу в Бразилию и познакомился там с мастером капоэйры (в роли мастера Mestre Joselito «Amen» Santo). Отслужив в армии и обучившись боевому танцу, он вернулся на родину, где повсюду процветал бандитизм, даже в школе, куда он устроился учителем. Школьники не воспринимали учителя всерьез до тех пор, пока он не показал им пару приемов. Дети увлеклись, начали тренироваться и стали-таки порядочными людьми. Я посмотрел этот фильм, наверно, миллион раз, пытаясь выучить эффектные движения. В итоге, когда капоэйра пришла во Владивосток, на первом занятии я свободно делал джингу — базовое движение.

— Культура Бразилии — это смесь индейских, африканских и европейских культур. Какое место занимает в ней капоэйра?

По официальной версии, опорная дата в истории капоэйры 1500 год. Индейцы были первыми, кого пытались обратить в рабство колонизаторы Бразилии, но они либо убегали, прекрасно ориентируясь на родной земле, либо разрушали и ломали все постройки на плантациях, либо с гордостью принимали смерть. Их воинственность повлияла на формирование капоэйры, придав ей черты боевого искусства. Капоэйра с самого ее возникновения ассоциировалась со свободой в буквальном смысле слова. Африканские рабы, которых привезли на эти земли, тоже убегали и в незнакомых местах образовывали киломбуши, «свободные поселения рабов», где культивировали боевое искусство. Оно изначально имело практическое назначение: быть оружием слабых против сильных. К 1822 году, когда Бразилия стала республикой, боевое искусство широко распространилось среди преступников и стало синонимом слова бандитизм. В 1920-х годах капоэйра была официально запрещена. Но позднее — стараниями мастеров Бимбы и Паштиньи она была легализована. Потому что стала искусством общения, а не выяснения отношений. Мастера, которые приезжали на семинары во Владивосток, тоже говорят, что капоэйра — это «коммуникасьон».

— Что для тебя значит капоэйра?

Я тоже считаю, что два человека, выходящие в роду (круг, в котором играют), общаются. Один удар может быть интерпретирован как «Привет!», движение другого участника — «Как у тебя дела?», ответное — «У меня все хорошо, а у тебя?». Человек напротив тебя называется «камара» — друг. Общение телами — это следствие, на самом деле общение идет изнутри.

— Сколько длится игра?

Когда выходишь в роду, не смотришь на время, играешь, пока есть силы и настроение. Для опытных мастеров пару часов непрерывной игры проходят незаметно, а для неопытных учеников и пяти минут бывает предостаточно. Все зависит от подготовленности. В Бразилии люди тренируются несколько часов утром и вечером, для них это образ жизни. Хорошая тренировка не должна заканчиваться в стенах спортзала, покой тела также не означает отсутствие тренировки. Можно и по улицам ходить не простым шагом, а на остановке не просто стоять, а, слушая плеер, двигаться или мысленно разучивать последовательность движений.

— Какие правила определяют очередность выхода участников?

Когда идет свободная игра, в круг выходит пара, ближе всего сидящая к оркестру (bateria). Если кто-то хочет поиграть, он должен дождаться разрешения мастера, после чего поднимается и начинает бегать вокруг играющих — этим он дает им понять, что намерен включиться в игру. Потом он выставляет руку перед тем, с кем бы хотел начать играть, а оставшийся садится в круг.

— А если человек устал?

Тогда его партнер проявит уважение и немного снизит темп игры.

—Тебе интересно играть с теми, кто слабее?

Уже нет. Умение общаться с разными людьми — это краеугольный камень взаимопонимания не только в капоэйре. Не имеет значения, кто твой партнер — слабый, равный тебе или сильный (по уровню физ. подготовленности). Твой уровень — в умении находить общий язык с разными людьми. Каждый человек — это непознанная вселенная. У каждого — свой жизненный опыт. Каждый не похож на тебя, и это делает его интересным. Нужно уметь играть и получать от этого удовольствие.

— В то время, когда двое играют, что делают остальные?

Рода — это сложный организм, состоящий из учеников и баттерии, музыкального оркестра, который и управляет игрой. Состав оркестра зависит не только от направления капоэйры, но и от воли мастера. Солист (как правило, это мастер) держит самый главный инструмент — беримбау гунга — беримбау с самым низким звучанием и поет песню, а ученики повторяют его фразы в унисон и хлопают в ладоши. Все это способствует накоплению энергии «аше» внутри круга. Слова могут придумываться по ходу, например, чтобы подбодрить игрока. Но вообще есть традиционные песни на португальском, мы их учим. Любой капоэйрист в идеале должен уметь играть на любом инструменте, входящем в состав баттерии, уметь петь и двигаться в роде.

— У каждого капоэйриста есть прозвище. Какой в этом смысл?

— Капоэйра включает в себя множество культурных традиций. Прозвища, выражающие сущность человека, одна из них. Во времена запрета капоэйры, тайные имена использовались для конспирации. Давать прозвища — прерогатива мастера. Как правило, ученики получают имя во время церемонии под названием «батизаду» («боевое крещение»), иногда — во время тренировки. Цепкий и опытный глаз мастера улавливает отличительную особенность ученика, а ученик должен принять свое имя — без возражений и смущения. Прозвище, данное мастером, — ребус для ученика. В нем может быть зашифрована не только самая яркая черта человека, но и то, над чем ему стоит работать. Мастера нельзя торопить. Был случай, когда очередной семинар подходил к концу, а двум девушкам очень хотелось получить прозвища. Они подошли к мастеру и попросили их назвать. Мастер посмотрел на них и сказал той, что была крупной девушкой: «Ты будешь Гиганта» — большая, а второй — маленькой: «Ты — Балинья» — мячик. Они смутились и попросили никому об этом не рассказывать. Причина, по которой мастер не дает имя, как правило, заключается в том, что человек еще недостаточно созрел. Это ни в коем случае не должно быть причиной для огорчения, а, наоборот, поводом поработать над собой.

— Настоящие мастера живут только на родине капоэйры?

Нет. Кто-то живет и преподает в Бразилии, кто-то открывает филиалы по всему миру, а кто-то путешествует и дает уроки. Уровень у всех разный. Но в Бразилии общий уровень выше, потому что там много школ, между которыми жесткая конкуренция.

— Там тоже только «общаются»?

— В Бразилии в роде могут и покалечить. Кто-то может сублимировать свой гнев, сдерживать свою животную природу, а кто-то нет. Везде есть люди, которые хотят подраться. Бывает, что конкурирующая школа отсылает ученика «устроить заварушку».

 

— Непосвященному может показаться, что капоэйра чем-то схожа с хип-хоп батлом…

— Хип-хоп батл — это битва, в ней нет такого диалога, как в капоэйре. Подразумевается, что кто-то будет побежден. Хотя все зависит от того, какие цели перед собой ставит участник.

 

— Нужны ли какие-то специальные способности, чтобы заниматься капоэйрой и что она дает?
— Степень получаемого удовольствия от занятий не зависит напрямую от уровня мастерства. Капоэйрой может заниматься человек любой комплекции, любого вероисповедания. Любого пола и возраста. Кстати, девушек в капоэйре больше, чем, например, в боксе или каратэ.

Считается, что для того, чтобы плавно двигаться, капоэйрист должен уметь танцевать, поэтому танцы обязательно входят в программу тренировок… Капоэйра — это путь к свободе, свободе от социальных проблем, комплексов, она вовлекает в парную работу, в результате которой человек учится взаимопомощи, состраданию, умению ставить себя на место другого. Во время игры нужно правильно отвечать на движения друга, так развиваются тактические способности, понимание психологии. Когда человек видит, как все вокруг играют, танцуют, поют (даже те, у кого нет голоса и т.п.), он раскрепощается и начинает это делать сам. Стесняться тут нечего. Человеку нужно просто сказать «давай», каноэйра дает ему шанс. Она предлагает свое лекарство от комплексов каждому. Это искусство очень гармонично развивает человека — как физическую, так и морально-этическую его составляющую, она обращает его к познанию мира вокруг и внутри себя.

 

Интервью: Наталья Владимирова.

 

Источник: «Владивосток Авиа» БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ / IN-FLIGHT MAGAZINE № 2 (40) 2009 г.
Скачать PDF версию статьи.